Обновление топливной карты ("прошивка" ECU), подводные камни и грабли :-)

Описание: Только по делу

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #1 gdv1969 » 28.05.2023, 18:31

Видел другие темы по поиску кабеля для подключения к ECU, адаптеров... но показалось, что это не туда :wink:

Предыстория:
Tiger 800XC, 2013 год. Очень некомфортный "провал" при плавном открытии газа, в районе 3-4 тысяч оборотов, подёргивание, неровная работа при движении на 1 передаче в районе 1-2 тысяч оборотов (по парковке).
Приобрёл (заранее, на всяк.случай, потому что мотоцикл сложнее, чем предыдущий DR650SE, с инжектором и мозгами) bluetooth адаптер - https://aliexpress.ru/item/4000097113021.html
Но проплатить TuneEcu для андроида не получилось, плюс прошивка ECU на первом поколении производится шнурком, поэтому чуть позже купил ещё и USB - OBDII адаптер - https://aliexpress.ru/item/1005004008007021.html
Недели 3 назад, по любезно предоставленной Никитой видеоинструкции, провёл (регулировать не пришлось, просто прошёл по всему циклу) адаптацию блока дроссельных заслонок (или моторчика привода этого блока?...), после чего было ощущение, что стало лучше... но не очень. И мобильная TuneEcu при подключении писала, что моя версия прошивки устаревшая, есть более свежая
photo_2023-05-28_19-45-39.jpg

Сама же тюнэка предлагает скачать новую прошивку, показывает варианты, из которых и выбрал ту карту, какая была рекомендована
https://tuneecu.net/Tune_List.html
21067Map.hex - OEM - ABS Use with standard silencer. Fuel up to E25. Minimum 91 RON (87 RON/MON) fuel. - Replaces the 20769

Было решено шить.
Предостережения видел, что аккумулятор надо подключить к зарядному устройству, во избежание просадки напряжения и сбоя загрузки.
Подключил зарядник, ноутбук питается от сети... подключил кабель, запустил виндовую TuneEcu, провёл ещё раз "адаптацию" заслонок, погонял тест всех доступных компонентов - приборки, топливного насоса, моторчика ХХ, вентилятора - всё работает. Загрузил из ECU мотоцикла прошивку... грузило долго, около получаса, что удивительно даже показалось. Но всё работало.
Перешёл в раздел "карт", открыл файл с новой прошивкой, нажал "Download"... Довольно быстро пошли проценты загрузки, зелёный прогресс-бар. Но в районе 43% прогресс-бар стал красным, после чего выдало сообщение о таймауте загрузки и всё... Failed.

Значок "Check Engine" на приборке при повороте ключа не зажигается, жужжания топливного насоса и моторчика ХХ нет, как и нет реакции на "запуск двигателя". То самое, чего боялся - случилось. Кирпич.

Повторные попытки подключиться через OBDII к ECU не получаются, bluetooth версия не коннектится (адаптер не отвечает), виндовая по кабелю - тоже, попытки подключения выдают "ECU не отвечает, попробуйте выключить и включить зажигание" и кнопки "Cancel" и "OK". Перевыключение зажигания результатов не дают. После второго "OK" программа подвисает наглухо... отвисает только при выдёргивании USB-кабеля.

Звонок в один из пермских мотосервисов, который достаточно занимается триумфами, ничего не дал. Написал, по подсказке в чате, в Екатеринбург Андрею, работающему в оф.сервисе. Получил предварительную договорённость на визит в сервис и попытку прошить дилерским софтом.
Коллега - Валерий - спасибо тебе огромное! Созвонились с ним, у него аналогичный случай произошёл с 900-кой (а их шьют bluetooth'ом, вроде как), поэтому его совет был относительно беспроводного адаптера, но сработал!
Может совпадение, но я ещё и в настройках подключения вместо COM-порта выбрал USB
01.JPG


Основная идея: После запуска программы сразу открываем файл с новой (рабочей) картой. После нажатия "подключение" TuneEcu пытается подключиться... мигает красный огонёк справа внизу окна программы, через какое-то время выдаётся ошибка про "Failed". После этого надо выбрать не "ОК" и дёргать ключом зажигания, а "Cancel", и сразу снова идти в меню "ECU", где становится активным недоступный ранее пункт "Recovery". Нажимаем на него!
02.JPG


Программа, видимо, не пытаясь получать ответ от блока ECU, просто заливает в него по какому-то обходному протоколу загруженную карту. Достаточно быстро пробежал зелёный "Прогресс-бар" до 100% - и вот оно! Мотоцикл зашёлкал релюшками, зажужжал насосом и моторчиком. Живой!

Закрыл программу, отключил шнурок и зарядное устройство, вставил на место предохранители головного света и габаритов.
Поворот ключа - жужжание - старт двигателя! :smile: :smile: :smile: Был бы верующий - перекрестился бы.
С мобильника беспроводным адаптером ещё раз проверил - прошивка последняя.

Перед этой процедурой ещё заменил китайский импульсный зарядник кондовым советским (закралось подозрение, что эта "ипульсность" могла в какой-то момент снизить напряжение ниже какого-то порога и OBDII адаптер сбойнул.

Ехал домой километров 40 - по ощущениям (пока) не стало провала на 3-4 тысячах оборотов, при рулёжке по паркингу так же ровно и плавно едет в диапазоне 1-2 тысячи оборотов.
С уважением
Дмитрий

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #2 gdv1969 » 30.05.2023, 20:55

По вопросу: "Работает - не трогай"...
После смены топливной карты с 20769 на 21067 стало просто очень комфортно... в диапазоне 1-2 тысячи ровно тянет, без подёргиваний (как было), плавно и равномерно. И дальше тоже ровное ускорение, пропал "затуп" на 3-4 тысячах оборотов.
Сегодня ездил и по городу, и по площадке джимханил - прямо земля и небо!
С уважением
Дмитрий

d_eliseev
d_eliseev
Сообщения: 2
С нами: 1 год 5 месяцев
Имя: Денис
Откуда: Ульяновск
Мото: Triumph Tiger 800 XC 2012

Сообщение #3 d_eliseev » 06.06.2023, 15:28

Итак, тоже занялся прошивочкой
Ссылка на адаптер: https://www.ozon.ru/product/k-line-adapter-vag-co ... keywords=FT232RL&sh=Hm7l-JhnDg


Главное чтобы чип был : ftdi-ft232rl

В комплекте был диск для установки драйверов , но дисковода у меня не было, поэтому скачал драйвера тут: https://ftdichip.com/drivers/vcp-drivers/

Скачиваем программку exe файлик запускаем (предварительно вставив шнур usb в компьютер и прога автоматом найдет шнур и драйвера под него и поставит)

Дальше все тоже самое . Подключаем шнур к моту (индикатор шнура загорится красным цветом) и потом подключаем к ноутбуку/PC и жмем connection , в параметрах нужно выбрать соединение по USB а не через COM.
Должно работать

ИльичЪ
ИльичЪ
Сообщения: 4
С нами: 11 месяцев 15 дней
Имя: Илья
Откуда: Истра
Мото: Tiger 800XC

Сообщение #4 ИльичЪ » 14.06.2023, 13:26

gdv1969 писал(а):По вопросу: "Работает - не трогай"...
После смены топливной карты с 20769 на 21067 стало просто очень комфортно... в диапазоне 1-2 тысячи ровно тянет, без подёргиваний (как было), плавно и равномерно. И дальше тоже ровное ускорение, пропал "затуп" на 3-4 тысячах оборотов.
Сегодня ездил и по городу, и по площадке джимханил - прямо земля и небо!
Здравствуйте.
Сами прошивали или к кому то ездили?

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #5 gdv1969 » 15.06.2023, 06:52

ИльичЪ писал(а):Сами прошивали или к кому то ездили?
Всё сам, вся эпопея

п.с. По восстановлению после сбоя загрузки карты - называется "читайте мануалы" - там же всё написано даже :-)
стр.12 - viewtopic.php?p=5243#p5243
С уважением
Дмитрий

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #6 gdv1969 » 03.07.2023, 17:53

gdv1969 писал(а):Загрузил из ECU мотоцикла прошивку... грузило долго, около получаса, что удивительно даже показалось. Но всё работало.
Кстати... только сегодня прочитал :lol:
Tips: to reduce the download time, open a similar map as you have in the ECU before the readout.
Для уменьшения времени загрузки надо сначала открыть в программе такую же карту....
С уважением
Дмитрий

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #7 gdv1969 » 08.07.2023, 18:21

И снова я!

В общем, всё вернулось :-)
1. Небольшое "тупление" при плавном открытии газа или при движении на ровном газу (6-ая передача в районе 85-90 км/ч) и плавном открытии.
Если это кому-то что-то скажет, то эта байда на 4-5% открытия дроссельной заслонки, судя по показаниям TuneEcu
2. На хорошо прогретом двигателе на околохолостых оборотах, при движении медленно на первой передаче дёргание
3. При выжиме сцепления на остановке на светофоре обороты плавают ниже уровня ХХ, может и заглохнуть.

Пока двигатель не вышел на рабочую температуру - этого нет.
Коллега предложил попробовать отключить датчик кислорода.

Как раз собрал комплект смартфон + OTG-кабель, нашёл хороший блок питания для "поддержки" аккумулятора в ходе заливки карты.
Предохранитель фар выдергиваем.
При подключении смартфона на андроиде надо сначала в разделе "Настройка" - "Система" включить "OTG подключение", после чего воткнуть в него уже подключенный к OBDII шнурок. Переключатель "OTG" становится неактивным - значит подключилось.
Запускаем TuneEcu, она уже не просит включить BlueTooth, а сразу спрашивает: "Предоставить приложению доступ к FT232R USB UART?"
Разрешаем, после чего в меню "ECU" - "Connect" - цепляемся к мотоциклу.
Топливную карту с мотоцикла не загружал, открыл с сайта, в меню "Map" - "Configuration" - "Devices" убрал галку "O2 sensor"
После этого в меню "ECU - "Reprogram". Там предупреждение "выдернуть предохранитель фары", после чего предупреждение на счёт заливки неподходящей карты". Сама заливка прошла за 2 минуты. После этого указание выключить зажигание, отключить кабель, запустить двигатель и дать поработать на ХХ 15 минут, не трогая газ. Плюсом, в инструкции указание после заливки карты перед запуском двигателя сбросить адаптацию - раздел "Test and Adjustments" - кнопка "Adjustments" - "Reset adaptation" и "Run".
После отработки моторчика выключаем зажигание, отключаем кабель и запускаем двигатель. 15 минут на ХХ.

Всё.

После этого проехал около 30 км. Тяга ровная, провала/затупа нет, по приезду, при движении по парковке, где ехал и подёргивался, ехал ровно.

Продолжаю наблюдение. Завтра ещё 100 км пробег будет.
С уважением
Дмитрий

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #8 gdv1969 » 07.09.2023, 13:47

gdv1969 писал(а):1. Небольшое "тупление" при плавном открытии газа или при движении на ровном газу (6-ая передача в районе 85-90 км/ч) и плавном открытии.
Если это кому-то что-то скажет, то эта байда на 4-5% открытия дроссельной заслонки, судя по показаниям TuneEcu
2. На хорошо прогретом двигателе на околохолостых оборотах, при движении медленно на первой передаче дёргание
3. При выжиме сцепления на остановке на светофоре обороты плавают ниже уровня ХХ, может и заглохнуть.

Пока двигатель не вышел на рабочую температуру - этого нет.
Коллега предложил попробовать отключить датчик кислорода.

Проехал не одну тысячу километров - всё хорошо. Коллега после таких же проблем купил китайскую лямбду:
Alex Bruev писал(а):Добрый день всем!
Поставил китайскую лямбду, поделюсь впечатлениями, как обещал.
Начну с плохого....
Заказывал на Озоне, дата доставки была 16-е августа, заказал, появились даты доставки 13-20 августа, в итоге пришло 5 сентября к вечеру, блин.
Поставил датчик, завёл..... Чек горит и даёт ошибку Р0031 - замыкание нагрева датчика. Естественно первая мысль глянуть распиновку и..... Да, китайцы все перевернули на 180 градусов, переставил провода в разъёме, ориентируясь на прежний датчик, завёл, и чек пропал через какое-то время работы.
Теперь о хорошем..... В моем случае дело было в лямбде, а не в других причинах, приводящих к неправильной работе датчика (ошибок тогда мот не выдавал, но ехал плохо, об этом я писал ранее)
Еще я убедился, что не работает мот без лямбды лучше, чем с ней, нифига не в экологии разница. Видимо карты всеж как-то мудрено настроены. Когда я отключил датчик, мот поехал значительно лучше, но, как только поставил новую лямбду, я узнал, что Тигра может ехать ещё лучше.
Вибрации пропали совсем, либо они теперь стали наростать настолько равномерно, что они меня не беспокоят теперь. С неисправной лямбдой граница чёткого начала вибраций была сначала на 4000 и постепенно смещалась ниже, отключил датчик, граница ушла выше 4000, но все равно была, хоть и не такая заметная, как до этого. И дело точно не в плацебо, специально поездил сегодня в этом диапазоне оборотов, пытаясь поймать момент, когда появятся излишне вибрации, но все стало намного комфортнее.
Теперь остаётся надеяться, что датчик будет жить, и симптомы не вернутся.

Напрашивается алгоритм диагностики на случай наличия/появления вышеуказанных проблем с мотоциклом:
1. Отключить лямбда-сенсор. Программно, с помощью TuneECU или, если нет такой, просто отключить разъём датчика кислорода (будет индикация ошибки, но это не беда).
2. Если мотоцикл поехал лучше - заказывать новый датчик кислорода. Оригинал за 150 фунтов (T2204061) или китайский за 15 долларов (поиском по коду оригинала или словам "Tiger 800 кислородный датчик").
3. После получения и установки датчика включить его через TuneECU или (если просто размыкали разъём) ничего не делать, "чек" погаснет сам.
4. Наслаждаться мотоциклом, который поехал ещё лучше, чем без лямбды. :yes:
С уважением
Дмитрий

Сергей лобня
Сергей лобня
Сообщения: 5
С нами: 15 дней 8 часов
Имя: Сергей
Откуда: Лобня
Мото: Triumph Tiger 1050

Сообщение #9 Сергей лобня » 15.03.2024, 06:38

Нужна помощь?

gdv1969
gdv1969
Сообщения: 85
С нами: 2 года 6 месяцев
Имя: Дмитрий
Откуда: Пермь
Мото: Triumph Tiger 800XC 2013

Сообщение #10 gdv1969 » 16.03.2024, 07:46

Сергей лобня писал(а):Нужна помощь?
Нет, спасибо. Со всем справился, всё работает :-) Кроме лямбды... её не поменял ещё
С уважением
Дмитрий


Вернуться в «Технический»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей