Собственно началось все на пробеге в районе 40к. При пуске на горячую после непродолжительной стоянки (5-10 мин) появился громкий треск, длившийся несколько секунд. Очевидно, звук издавал натяжитель цепи, плунжер которого подпружинен и по мере износа цепи выдвигается. При этом происходит ступенчатая фиксация проволочным фиксатором. Ну и после пуска мотора на плунжер оказывает давление масло. Очевидно, треск появлялся из-за люфта фиксатора плунжера до того, как маслонасос успевал подать горячее и жидкое масло к натяжителю. При холодном пуске треска не было, не было его и на первой тысяче после смены масла.
Сначала предположил, что дело в противодренажном (обратном) клапане масляного фильтра, который мог пропускать, и масло сливалось из магистралей вниз. Однако установка фильтра, в клапане которого был уверен, ничего не дала.
Попытался поиграться с вязкостью масла, но более вязкое (W50) отдаляло появление треска километров на 500.
Как известно, особенностью работы масла в мотоциклах является существенное падение вязкости к концу интервала. То есть заливая ...W50, сливаешь, как правило,...W30. Видимо, густое масло быстрее "доходило" до натяжителя. Но ведь до 40к все было нормально. Осталось одно предположение - до "прихода" масла плунжер поджимается только пружиной, которая, пока цепь новая, находится в сильно сжатом состоянии, и ее усилия хватает, чтобы не давать плунжеру колебаться от пульсирующих нагрузок башмака. По мере износа цепи пружина растягивается, усилие ослабевает - появляется треск. Менять цепь? Как-то рановато, да и, как позже выяснилось, метки никуда не ушли. Кто-то подкинул идею о механическом натяжителе. Нарисовать и отдать изготовить - дело нехитрое, весь вопрос в том, как это повлияет на работу мотора, в частности на износ цепи. Ведь условия работы сильно изменятся - не будет постоянного (и весьма сильного) давления натяжитель-башмак-цепь.
Решил рискнуть, тем более у меня была возможность сравнить как изменится износ. Дело в том, что при повышенном износе цепи в анализе отработки масла обязательно увеличится содержание железа. У меня уже было 2 анализа при равных интервалах (7400) на разных маслах. Оставалось заменить натяжитель , откатать интервал и сделать анализ. Условия эксплуатации приблизительно одинаковые.
Без приключений не обошлось. Решил сменить натяжитель методом снял-поставил (без снятия правой крышки и расклинивания башмака). За что был наказан перепрыгнувшей цепью, к счастью без последствий. Кстати, когда исправил, тогда и увидел, что метки вполне себе "не ушли". Регулировать легко - сначала заворачиваю болт вручную посильнее (чтобы все "село"), затем отпускаю на оборот (шаг резьбы 1,5 мм), далее одной рукой вращаю коленвал, другой (без ключа) закручиваю болт натяжителя до момента, когда усилие резко возрастет. После этого отворачиваю назад на 1/4 оборота и контрю. Точно также можно регулировать на работающем двигателе.
Откатал 7400. Субъективно - тишь и благодать.
Теперь самое интересное:
До переделки:
Масла: 1 - Eni i-Ride moto2 5w-40 (масло 3-й группы)
2 - HESSOL ADT Premium SAE 5W-50 (3+4 группы)
А вот после замены:
3 - 76 4T Motorcycle Oil 10W-40 (2-я группа)
Предлагаю сравнить содержание железа первых двух с третьим анализом
Впечатляет? И это при том, что последнее масло считается менее "крутым", чем первые два.
И еще - за 9000 пробега подтянул чуть менее 1/4 оборота. Где-то 0,35 мм
P.S. Уфф... осилил.